Родители считают, что если периодически ставить ребенка перед выбором, то таким образом мы приучим его самостоятельно определяться с действиями и желаниями. Но есть одно важное замечание: чтобы этот принцип работал, ребенок должен быть компетентен в теме и это должно вписываться в его формат жизни. То есть это выбор, который он может реально сделать, и сам получить от него последствия.

Обычно такой вариант работает, когда родители дают возможность совершить действие, у которого будут безопасные последствия.

Давайте представим ситуацию. Ребенок лезет на стол и тянется к вазе. Родители оценивают обстановку:

- ваза пластмассовая – если она упадет, осколков не будет, просто рассыплются продукты;

- стол низкий – даже если ребенок упадет, он ничего не сломает, только испугается.

Поэтому можно дать ему возможность получить опыт: он дотянулся до вазы, она упала, он поскользнулся и тоже оказался на полу. Кроме легкого испуга и недоразумения ничего не случилось – последствий нет, это безопасно и он получил опыт.

Как воспитать в ребенке самостоятельность – дайте ему шанс выбирать

Есть более сложные ситуации. Давайте рассмотрим другой пример. Вы идете в магазин, чтобы купить конфеты. Вы спрашиваете: «Какие конфеты ты хочешь?». Это безопасный выбор. Ребенок понимает, что у него есть право голоса, и вы точно купите именно то, что захотел он, а не решили папа или мама. Сделать выбор, конфета в синей или зеленой обертке – это просто и не несет особых последствий.

Ни в коем случае нельзя кричать на него и вопить: «Куда ты лезешь? А ну уйди отсюда немедленно!» Знаете, почему? Потому что таким способом вы воспитываете у ребенка понимание: при маме делать ничего нельзя, она будет ругаться. Поэтому он начнет делать тайком. Уверен, вы не хотите находить скелеты в семейном шкафу. А значит нужно давать ребенку шанс самостоятельно познавать этот мир.

Как воспитать в ребенке ответственность: говорите и думайте

Но что если это заведомо неудачный выбор? Можно пообщаться с ним, например, сказать: «Ты прав, эти конфеты действительно красивые. Но мы их уже пробовали: они не вкусные. Как ты думаешь, может, лучше взять вкусные, а не красивые конфеты?». Ребенок видит, что у вас есть опыт, и вы предлагаете действительно правильное решение.

Есть особенные дети, которые любят бороться до конца и настаивать на своем мнении. Тогда можно включить более жесткий режим и предложить такой вариант: «Мы купим два вида конфет: для себя и тебе, те самые, которые ты выбрал. А новые ты получишь только тогда, когда доешь все свои угощения. Ты уверен, что хочешь красивые и не вкусные конфеты?»

Однако есть ситуации, которые уже невозможно решить самостоятельно. В любой, даже самой запутанной истории, вам помогут разобраться наши консультанты – напишите им сейчас, они готовы помочь вам наладить отношения в семье!

Автор: Константин Довлатов

Источник: http://www.consult4me.ru/library/read/Kak_vospitat_v_rebenke_otvetstvennost_i_ne_isportit.html